Расточка двигателя — это одна из самых известных процедур при капитальном ремонте ДВС. Она применяется в случае износа цилиндров, появления задиров, потери компрессии и других проблем. Но многих автолюбителей волнует вопрос: влияет ли расточка двигателя на его мощность, и если да — то как именно?
Разберёмся по порядку.
Что такое расточка двигателя?
Расточка цилиндров — это процесс механической обработки стенок цилиндров с целью увеличения их диаметра. Обычно расточку делают, когда стенки цилиндров изношены или повреждены. В ходе работы снимается тонкий слой металла, после чего в блок устанавливаются поршни и кольца увеличенного размера — так называемый ремонтный размер.
Для разных моторов предусмотрено несколько ремонтных размеров: например, +0.25 мм, +0.5 мм, +1.0 мм и так далее. После каждого этапа расточки увеличивается рабочий объём цилиндра, а значит, и всего двигателя.
Увеличение объёма — больше мощности?
Да, расточка может действительно незначительно увеличить мощность двигателя. Это объясняется тем, что при увеличении диаметра цилиндров увеличивается общий рабочий объём двигателя. А чем больше объём — тем больше воздуха и топлива можно сжечь за цикл, тем сильнее давление на поршень и выше выходная мощность.
Однако здесь есть несколько важных нюансов.
- Рост мощности будет незначительным — в пределах 1–5%, в зависимости от степени расточки. То есть если мотор имел 100 л.с., то после расточки он может выдать 101–105 л.с. Это не тот прирост, который можно почувствовать “на глаз”.
- Зависимость от других факторов. Чтобы получить ощутимый прирост мощности, расточки недостаточно. Нужна соответствующая настройка топливной карты, увеличение подачи воздуха (например, за счёт установки турбины или другого впуска), а также изменение фаз газораспределения.
- Качество выполнения работ. При неправильной расточке двигатель может потерять компрессию, начать “есть” масло или вообще потерять ресурс. Поэтому важны точность, оборудование и опыт мастеров.
А что с крутящим моментом?
Если говорить не только о “лошадиных силах”, но и о крутящем моменте, то тут ситуация схожая. Незначительное увеличение объёма ведёт к такому же незначительному росту момента. Иногда это ощущается как улучшение тяги на низких и средних оборотах, но всё индивидуально и зависит от конкретной конфигурации мотора.
Стоит ли делать расточку ради мощности?
Если двигатель исправен и работает без проблем — растачивать его специально ради прибавки мощности нецелесообразно. Процедура эта затратная, а прирост — минимален.
Расточку стоит рассматривать как необходимую меру при ремонте изношенного мотора. А если целью стоит именно увеличение мощности — лучше рассматривать комплексный тюнинг: установка компрессора или турбины, увеличение степени сжатия, настройка ЭБУ, замена распредвалов и других компонентов.
Заключение
Расточка двигателя действительно влияет на мощность, но незначительно. Это скорее побочный эффект процедуры восстановления, а не способ тюнинга. Она помогает вернуть мотору заводские параметры и немного улучшить характеристики, особенно если ранее была потеряна компрессия. Но если вы ищете реальные способы увеличить мощность — стоит смотреть в сторону комплексного доработки двигателя.
В любом случае любые вмешательства в двигатель нужно проводить на проверенных СТО с хорошей репутацией, чтобы продлить срок службы мотора, а не наоборот.